«Ваша школа сегодня — это ваше правительство завтра»
Добрый день, дорогие друзья моего сайта!
Между кренов и перегибов
Читая патриотическую пропаганду, складывается ощущение, что в стране всё почти безупречно. Мы отринули прозападное тёмное прошлое, и шпарим в светлое свободное будущее на полных парах.
На деле, это не вполне так. Хотя ситуация, безусловно, невообразимо лучше, чем можно было бы ожидать, исходя из предпосылок, сложившихся на 2013 год.
Но все же она «не фонтан».
Можно утешать себя мыслью о том, что страна выстояла и не сломалась за полтора года давления, сплотилась, реализовала ряд неожиданных шансов и даже местами подкачала мускулатуру. Но это не отменяет необходимости простраивания внятной стратегии для заново понятых внешних условий.
Попытки предпринимаются во множестве направлений, по всем секторам — но реализация их будто завязла в топлёном масле. Галс меняется, и конфигурация парусов перестраивается под новые ветры. Но не быстро. Довольно медленно.
Похоже, иногда команда тянет снасти вразнобой, в разные стороны.
Перевернувший страницу истории, Крым слишком круто изменил все расклады.
Он повлиял на курс страны в экономике (разворот на Восток), в дипломатии (отдаление от Европы и особенно США), даже в семьях (и вот уже видная сторонница взглядов американских правых, Е. Мизулина объявляет об отказе от заимствования передовых завоеваний западной ювенальной системы).
Наиболее наглядно идёт с экономикой: контракты с Азией, и Китаем в частности, грандиозны. Планов тьма, инвестиции разворачиваются, а легкое проседание товаропотока можно сравнить с «креном», с которым Россия проходит большой поворот. Это мы за год-два точно выправим, дальше пойдут «прибыля».
Дипломатические успехи — пока что в отсутствии новых бед: Россией разрешен иранский кризис, что вызвало одобрительные реплики в адрес Кремля даже у Обамы Злокозненного. Президенты России и США вновь разговаривают по телефону, и даже подолгу. Имеет место легкая, едва заметная оттепель.
Мало сомнений, что смена вектора в вопросах семьи и морали при нынешнем уровне реакционности Государственной Думы пройдет безболезненно: недавно принявшая ювенальную юстицию комиссия тем же составом будет ее смягчать, параллельно вводя новые детозащитные ограничения для СМИ, магазинов и ТВ.
Здесь все сравнительно гладко. Но что случилось с идеологией? Почти ничего!
До сего дня, особенных изменений в ней пока не заявлено — мы все еще строим либеральную демократию ([суверенную]), и пытаемся превратить Россию в подобие Европы, не растеряв по пути особенностей и скреп.
Не уверен, что Россия, и особенно — Поколение, мечтают именно об этом. Но нынешние политические силы по своим привходящим пока способны принять и утвердить в идейном плане лишь что-то на этой основе. Не более резкое.
Если Холодная война и война на Донбассе не перерастут в нечто взвинчивающее ставки до небес, элита едва ли скоро осмелится даже на «Свой путь», не говоря уже о трудной и славной дороге «Незримой Империи».
В любом случае, к выборам 2018 что-то будет поднято Кремлем на знамена.
Формулировки непременно найдутся. Не думаем, правда, что предложит их НОД, или Кургинян, или Стариков, или Мизулина с Яровой, или прокурор Наталья Поколнская, недавно отменившая отречение царя Николая II...
Это все, как ни крути, люди, декларирующие идеологические запросы, основанные на крайних политических воззрениях. Идеологии на деревьях популизма и конспирологии не растут, это другой совершенно фрукт.
Свидетелям Перестройки придётся самим позаботиться о себе.
✯☭✯
Нам надо держаться попроще и пореалистичнее. Выдерживать срединный, умеренный, взвешенный путь. Мы взрослые люди в огромном и сложном мире, не малые дети, запуганные риторическими формулами и моральным давлением.
Рассмотрим образование. Образование нынче на слуху всюду, от ток-шоу в прайм-тайм, до беседы В. В. Путина с инновационной молодежью на Клязьме.
Почему это важно? Школа — самая близкая к идеологии штука, какую только можно себе представить. Образование и первый коллектив создают человеку картину мира, которую он будет всю жизнь дополнять на основании личного опыта. Что вы нарисуете на «табула раса», то и останется базовой ценностью.
При этом, школьная проблематика из чисто популистских соображений часто излишне драматизируется. Это делают как сами родители, стремящиеся дольше уберечь детей от реалий жизни, так и посторонние делу кликуши, делающие на естественных родительских страхах дешевый политический капитал.
Поэтому особенно важно, чтобы процесс смены вектора в образовании не обернулся ни недожимом, ни перегибом. Нельзя что-либо вкладывать (или не вкладывать — иногда отсутствие заметнее присутствия, что подтвердит каждый, когда-либо терявший передний зуб) детям в головы впопыхах, сгоряча.
Много споров, скажем, ведется о сексуальном воспитании в школе.
Действительно, стоит ли рассказывать подростку обо всем многообразии половой жизни взрослых в свободной (иногда даже слишком свободной) стране?
Но обучить детей лет в 14 пользоваться презервативом — необходимо. Это куда гуманнее, разумнее и дешевле, чем потом лечить ЗППП и их последствия в период полового созревания.
Что сексу подростка не сверстники, не порнуха, так Природа обучат — сомнений нет. Презервативу не научат ни сверстники, ни природа, да и на порно надежды мало. Надо учить, чтобы с гарантией.
Получается, «по секспросвету» верно нечто среднее, без экстрима.
Навязыванию сексуальной распущенности — нет.
Обучению вопросам гигиены — да. Что вы, товарищи, дикие что ли?
Та же ситуация — вопрос о религии.
Кому не очевидно, что институту религии в школьной программе место отведено в рамках обществознания, а уроки морали в виде Закона Божия по основным конфессиям — нечто вроде морально-этической профориентации?
Причем ученикам, которые откажутся от изучения своей религиозной этической модели, необходимо давать уроки гражданской этики (и здорового патриотизма, в том числе). Так никому не обидно (включая атеистов), и все чему-то да учатся.
«Воспитание грамотного потребителя»? Нет, уже точно нет.
«Воспитание воцерковленного христианина»? Да тоже нет, с чего бы.
«Воспитание патриотичного, духовно цельного гражданина» — да, пожалуйста.
Родителям же лучше не вестись на идеологизированных кликуш крайних воззрений, вне зависимости от занимаемой ими позиции.
Из идеологически значимых образовательных тем (есть еще темы процедурно-значимые, типа ФГОСов или ЕГЭ, лучше видные специалистам), остаётся еще вопрос единого учебника истории.
Слишком сложны морально-этические проблемы нашей Истории — сложны, чтобы детально говорить о них не то что с детьми, но и с иными учителями. Взрослые люди от ряда тем теряют голову, контроль, здравомыслие, и принимаются толкать лозунги по своему вкусу и разумению…
Единой версии исторической правды завтра-послезавтра со 100%-ми пруфами не утвердят. Таким образом, в её трактовках всегда останутся разночтения.
Решить проблему без перекраивания всего исторического континуума можно последовательным применением подхода, описанного в доктринальном тексте «Все наши предки велики» (или, скажем, в последних выступлениях Мединского).
Надо добиться, чтобы Минобр не грифовал для школы учебников, не отвечающих этим установкам в силу заблуждений или радикальной позиции авторов. При этом, чтобы избежать примитивизации исторической правды, необходимо полностью сохранить академическую вольницу в высшей школе.
И если либералы считают, что Сталин «расстрелял полторы тысячи миллионов с июля 1937 года по ноябрь 1938-го» — пусть не лезут с этим откровением в учебники к детям, а в Академии наук настоящим историкам попробуют что-нибудь доказать. По прессе — научные журналы, хоть обпропагандируйтесь.
А если некоторые патриоты считают, что все расстрелы были оправданы — так сажать их… за тот самый курс общегражданской этики, что для детей. Там про моральную дилемму «слезинки ребенка» и «летящих при рубке леса щепок» должно быть написано достаточно, чтобы такие разговоры сделать потише.
В учебниках же про Сталина напишем, в секции выводов, так:
«Было трудное время, и был Вождь трудного времени. Принимал он решения, которых никому из нас не хотелось бы принимать. И остался в прошлом грозной фигурой, напоминая — до чего иногда приходится дойти России ради наведения порядка и удержания строя. Никогда не доводите страну до такого, ребята».
В итоге, в фокусе общественного внимания может оказаться наконец не Сталин, а современность. Разве не здорово?
Этот подход легко тиражируется.
Революция 1917 года? Два переворота (отметить, что первым был либеральный), вылившиеся в великий Красный эксперимент, за ХХ век преобразивший страну, Человечество и ход Истории. Преобразивший — огромной ценой.
Путч в 1991 и расстрел Парламента в 1993? Катастрофические обстоятельства досрочного свертывания великого эксперимента… И вновь — огромной ценой.
Возвышенно. Справедливо. И без излишнего нагнетания.
✯☭✯
Стратегически, на этапе оформления идеологии Поколению целесообразно занять самую высокую и взвешенную позицию из возможных. На капризы мы не имеем права — с результатами идеологического конструирования текущего этапа нам предстоит жить, возможно, до трети века.
Взяв верный масштаб системы координат, не опускаясь до споров о частностях, нивелируя противоречия, можно психологически рационализировать большие проблемы, просто описывая их взаимоприемлемыми для разных сил, но всегда уважительными по отношению к эпохам и предкам формулировками.
Так мы затянем рваную рану во связи времен, оставленную безответственными топорниками-пропагандистами эпохи сорвавшейся с резьбы в бездну Перестройки, лившими грязь направо и налево. Залечим и рану, оставленную их коллегами-политруками в первые советские годы. И, наконец, станем целыми. Исцелимся.
Избегать перегибов, и не уводить страну в крутой крен — вот чего требует от нас структура момента. Не только в оценках истории. Нам во всём нужно пройти как по струночке, иначе — беда.
Единство нации — не что-то, что валится из вечернего федерального эфира аки манна небесная, или прописывается идеологически в Конституции.
Единство определяется практической готовностью к сотрудничеству.
А сотрудничество, как правило, начинается с компромисса.
Это только один из комментариев, а сколько их по отношению к младореформаторам ещё не сказано?:
"Реформаторы членовы ..., за 10 лет умудрились угробить, напрочь, лучшее в мире образование ...!"
Моя страничка на Яндекс-Дзен
Добавить комментарий