Get Adobe Flash player
ОГОНЕК ДУШИ!

Мои дорогие друзья, почаще забегайте на огонёк моей души!

Федот, да не тот!

Добрый день, дорогие друзья моего сайта!

15 марта — день мученика Феодота Киринейского, судя по источникам:

С детства помню мамину присказку: "Федот, на не тот!" Не акцентировала на этом внимание, что именно  в эти дни февраля, посмотрев на улочку, мама именно это и говаривала...
Такие интересные приметы народные в этот день!

Но, почему же, зная иносказательность наших пословиц народных и присказок, малых фраз, именно эти дни считались определителем будущей погоды, урожая, с чем связаны эти приметы? Федот, да не тот? А какой  не тот Федот-то? Сказано ведь с лукавством и с намёком, записано уже на подкорку  иносказательно.Памятуя о том, что славяне при крещении Руси, имея свою культуру и древних богов, с насильственным крещением были вынуждены говорить о своих древних Богах иносказательно, сказками, да приговорками. Автоматически сопоставляли дни своих божеств и православных великомучеников, ищем какой же это не тот Федот?

Велесов День (Велес Сивый, Зимний)


11 февраля Велес «сшибает рог Зиме», в деревнях празднуют Коровий праздник (ибо Велес не только Бог Мудрости, но ещё и «Скотий Бог»), творят обереги на скот и двор, просят у Велеса покровительства да защиты, а скоту да добру всякому – приплоду. Вещие волхвы, вдохновенные сказители, буйные скоморохи чтут Велеса – Премудрого Бога особо: волхованиями да воспеваниями, радениями да славлениями…

Середина зимы. Вся природа в ледяном сне. И только одинокий Велес Корович, наигрывая в свою волшебную дудочку, ходит по городам и весям, не давая загрустить людям. Злится Марена-зима на Велеса, напуская на него лютый мороз, а на скотину «коровью смерть», но одолеть, не может. Поселяне в этот день кропят скотину водой, приговаривая:

Велес, скотий бог!
Дай счастья на гладких телушек,
На толстых бычков:
Чтоб со двора шли-играли,
А с поля шли-скакали.

Молодицы в этот день пьют крепкий мёд, чтобы «коровы были ласковы», а затем бьют своих мужей днищем (доской для прядения льна), чтобы «волы были послушные». Зачин заканчивается молением к Велесу:

Молихом Велеса, отце наше, да потягне в неби комонощь суражув, а да вниде на ны сури вещати золоти колове въртеще. То бо суньце наше, иже святиайна домове наша и предо нь лик бледесь, лик огнищ домацен.

В этот день в требу приносили коровье масло. После зачина женщины совершают обряд опахивания для отгона «коровьей смерти». Для этого выбирается повещалка, которая повещает по всем домам: «Пора унять лихость коровью». Женщины омывают руки водой и утирают их рушником, который носит повещалка. Затем повещалка приказывает мужскому полу «не выходить из избы ради беды великия». Повещалка с воплем: «Ай! Ай!» бьёт в сковородку и выходит из села. За ней идут женщины с ухватами, помелами, серпами и дубинами. Повещалка, сбросив с себя рубаху, произносит с неистовством клятву на «коровью смерть»:

От океана-моря глубокого, от лукоморья ли зелёного
Выходили двенадесять дев, шли путём дорогою немалою
По крутым горам высоким, ко трём старцам старым.
Молились, печаловались, просили в упрос двенадесять дев:
«Ой, вы, старцы старые!
Ставьте столы белодубовые, стелите скатерти браные,
Точите ножи булатные, зажигайте котлы кипучие,
Колите, рубите намертво всяк живот поднебесной».
И клали велик обет двенадесять дев:
Про живот, про смерть, про весь род человечь.
Во ту пору старцы старые ставят столы белодубовые,
Стелят скатерти браные, колят, рубят намертво
Всяк живот поднебесной.
На крутой горе высокой кипят котлы кипучие,
Во тех котлах кипучих горит огнём негасимым
Всяк живот поднебесной.
Вокруг котлов кипучих стоят старцы старые,
Поют старцы старые про живот, про смерть, про весь род человечь.
Кладут старцы старые на живот обет велик,
Сулят старцы старые всему миру животы долгие,
Как на ту ли злую смерть кладут старцы старые
Проклятьице великое, сулят старцы старые
Вековечну жизнь на весь род человечь.

Повещалке надевают хомут, подвозят соху и запрягают. Затем с зажжёнными лучинами трижды опахивают селение (капище) «межеводной» бороздой. Женщины следуют за повещалкой на помелах в одних рубашках с распущенными волосами. Во время шествия они поют песню:

Смерть, Выходи из нашего села, из закутья, из двора.
В нашем селе ходит Велес святой
Со копьём, со свечой, со горячей золой.
Мы тебя огнём сожжём, кочергою загребём,
Помелом заметём и попелом забьём!
Не ходи в наше село: чур, наших коровушек!
Чур, наших бурёнушек, рыжих, лысых, белосисых,
Беловымьих, криворогих, однорогих.

Горе тому, кто во время шествия попадется навстречу, будь то животное или человек: его бьют палками без пощады, предполагая, что в его образе скрывается «коровья смерть». Когда-то в старину, попавшихся навстречу убивали насмерть. Иных женщин, заподозренных в злом умысле, завязывали в мешок с кошкой и петухом, а затем зарывали в землю или топили. По окончании шествия – обрядовый бой Велеса и Марены. Под подбадривающий крик собравшихся:

«Велес, сшиби рог с зимы!», ряженый, одетый Велесом (турья личина, шкура, копьё) сшибает «рог с Марены».

Затем начинается пир (запрещено употреблять говядину) и игрища. После праздника начинаются Велесовы Святки; шесть дней, в течение которых с теми, кто почтил Велеса, случаются удивительные вещи.

Обрядовые блюда: мёд питный, коровье масло, каша. Запрет на говядину.

Треба: коровье масло, деньги, колач, свинина, цветные ленты, горшки, вода, шкуры, мех, кожа, сало, зерно, овёс, мёд, щука, яйца, шерсть, холсты, хлеб, баранки, молоко, баранина, курятина, козлятина, мясо тетерева, гороховый кисель, каша, плоды, клюква, цветы, трава, семена.

Ортодоксальные христиане отмечают 11 февраля день Святого Власия – покровителя скота. О сём в народе говорили: «Власьев день – Коровий праздник», «У Власия и борода в масле*». Собственно Власию предшествовали: 4 лютеня/февраля Никола Студёный («На Студёного Николу снегу навалит гору») – время «звериных свадеб»; 5 лютеня/февраля Агафья Коровятница («На Агафью Коровья Смерть по сёлам ходит») – в деревнях творили обереги на скот; 6 лютеня/февраля Вукол Телятник («На Вукола телятся жуколы**»); 8 лютеня/февраля Захарий Серповидец («На Захария Серповидца гляди серпы на лето», «Захарию Серповидцу молятся бабы-жницы»); 10 лютеня/февраля Прохор («На Прохора Зима заохала», «Пришли Прохор да Влас – никак, скоро весна у нас»). Сразу после Власия отмечали Онисима Зимобора (Онисима Овчара) – 15 лютеня/февраля. В этот день «Зиме время вспять поворотить»; ночью «окликали» звёзды, чтобы овцы лучше телились, а поутру бабы «зорнили пряжу» – выставляли первый моток пряжи «на зорю», дабы вся пряжа (равно как и судьба, которую «прядёт» Богиня Макошь) была бела, чиста и крепка. 16 лютеня/февраля отмечали Маремьяну Праведную или Меремьяну-Кикимору. В этот день особливыми подношениями старались задобрить Кикимору (потворницу Самой Матери Макоши, супругу Домового), чтобы она не путала пряжу и не проказила по ночам.

Источник:

Прочитали? Обратили внимание какой не тот Федот-то? Сразу после Власия отмечали Онисима Зимобора (Онисима Овчара) – 15 лютеня/февраля. Онисим Зимобор - вот почему именно в этот день испокон веку смотрят погоду-то на дворе!

А вы, день Валентина, день Валентина. Фольга, розовые с красным фантики-сердечки, подарочки. А что - красиво и весело, так и приходит чуждая культура к колоннизируемым дикарям: с  бусиками да с весельем. Западный праздник усвоили, а своих не знаете? Эх.....

Это для славянских женщин чуть попозже - на зорьку: бабы «зорнили пряжу» – выставляли первый моток  «на зорю», дабы вся пряжа (равно как и судьба, которую «прядёт» Богиня Макошь была бела, чиста и крепка.Да задобрить стоит супругу домового! Чтобы в дому был лад.

Вот тебе и Федот, да не тот, значит Онисим)))))) Вот такой симбиоз!

И отдельно о Феодоте:

Священномученик Феодот, епископ Киринейский
Житие
Священномученик Феодот, епископ Киринейский, родился в III веке в Галатии (Малая Азия). Родители-христиане воспитали сына в благочестии и дали ему хорошее образование. Стремление нести лю­дям слово Божие с юных лет жило в душе святого Феодота. Духовное приз­вание привело его на остров Кипр, жители которого в те времена были язычниками. В своих проповедях святой Феодот призывал их покаяться и обратиться к Истинному Богу. Сила глубокой веры святого Феодота, его добродетельная жизнь и дар пропо­ведника оказали благотворное вли­яние на язычников. Многие из них приняли Святое Крещение и пожела­ли видеть своим епископом святого Феодота.
Долгие годы возглавлял архипа­стырь христианскую общину кипрского города Киринеи. В царствование императора Ликиния, прозванного нечестивым (307 — 325), правитель острова Савин задумал лишить киринейских христиан их пастыря, устро­ив судилище над святым Феодотом.

Узнав об этом, киринейский епископ, не дожидаясь посланных за ним, добровольно явился к правите­лю. В день суда при большом стече­нии народа святой Феодот открыто объявил себя христианином. Затем он бесстрашно стал обличать погрязших в грехах язычников, поклоняющихся своим нечестивым идолам.
Придя в ярость от слов святого Феодота, Савин приказал бить епис­копа ремнями. На это архипастырь спокойно сказал: «Если бы твои ду­ховные очи были открыты, ты понял бы, что мною испрошено мужество, которое ты называешь дерзостью. Но поскольку ты слеп, то не можешь видеть уготованное мученикам за Христа Небесное воздаяние».
Язычник Савин не в состоянии был понять слова святителя и решил истязать святого Феодота до тех пор, пока тот не признает могущества идолов. Когда епископа подвесили нагим на дереве и начали колоть его тело острым копьем, он терпеливо переносил страдания и громко молил­ся. Савин, видя что и эту пытку святитель перенес с честью, повелел отвести мученика в темницу.
После пятидневного пребывания в темнице, святой Феодот вновь пред­стал перед своим мучителем. Савин, все еще надеявшийся сломить дух киринейского архипастыря, приказал положить его на раскаленное железо.
Но Господь дал силы мученику перенести и это испытание. Когда же Савин повелел вбить в ноги святите­ля гвозди, святой Феодот воздел руки к небу и воскликнул: «Благодарю Тебя, Господи, что сподобил меня, недостойного, стать соучастником страданий Твоих!»
Согнанные на это кровавое зрели­ще жители Киринеи смотрели, как, страдая от ран в пробитых ногах, но не переставая славить Бога, брел по дороге епископ Феодот, подгоняемый воинами.
Многие язычники были потрясе­ны мужеством христианина и там же публично прокляли языческих идо­лов. Кипрский правитель в страхе приказал заточить епископа в тюрь­му, надеясь предать его казни, когда уляжется волнение. Тем временем на престол Римских императоров взо­шел святой Константин Великий (па­мять 21 мая), победивший Ликиния и повелевший прекратить преследова­ния христиан.
Освобожденный из тюрьмы кири­нейский епископ в течение еще двух лет вновь духовно окормлял свою паству. Около 320 года (по другим данным, в 326 году) он мирно отошел ко Господу.

Источник

Дорогие мои друзья, нажимаем на кнопочки, поделитесь с друзьями в социальных сетях

Дорогие мои друзья, нажимаем на кнопочки, поделитесь с друзьями в социальных сетях

Моя страничка на Яндекс-Дзен

3 комментария: Федот, да не тот!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CommentLuv badge

Мой канал на Ютубе
помощь проекту
Переводчик

Архивы записей
Читайте в Твиттере!