Get Adobe Flash player
Мой второй блог
BannerFans.com
ОГОНЕК ДУШИ!

Мои дорогие друзья, почаще забегайте на огонёк моей души!

Ильин день

Добрый день, дорогие друзья моего сайта!

2 августа Православная церковь почитает пророка Илию, жившего в IX веке до нашей эры. Пророк, наравне с Николаем угодником, принадлежит к самым популярным святым. Сохранилось много икон с его изображением, особенно популярны были изображения «Огненного восхождения», на которых пророк в огненном облаке, поддерживаемый ангелом, едет в колеснице, запряженной огненными конями.
Когда Илия родился, его отцу было видение, что с младенцем как с равным беседуют мудрые старцы, кормят его пламенем и пеленают огнем. Когда Илия повзрослел, Господь отправил его к еврейскому царю Ахаве, который поклонялся идолам и заставлял весь свой народ это делать. Пророк предсказал голод, если царь не одумается и не примет истинную веру. Ахава отказался это сделать, и в его стране наступила великая засуха. В это время Илия жил в пустыне, куда ему приносили еду вороны.

Через три года пророк опять вернулся в царство Израильское и сообщил, что все беды народа из-за того, что они забыли истинного Бога. В доказательство он предложил соорудить два жертвенника: один языческому богу Ваалу, которому тогда поклонялись израильтяне, а другой – христианскому Богу. Утром язычники стали возносить молитвы Ваалу, но это не дало никакого результата. Когда пришло время вечернего жертвоприношения, Илия положил на свой жертвенник дрова и велел поливать их водой. Пророк стал молиться Господу, с неба сошел огонь и сырые дрова вспыхнули. После этого небо затянулось тучами, и начался дождь, которого все так долго ждали. Увидев это чудо, люди начали прославлять Господа и снова уверовали.

За свои подвиги пророк был взят на небо живым. С небес спустилась огненная колесница и увезла пророка.
Ильин день: история праздника
Илья пророк унаследовал многие черты славянского божества Перуна, управляющего громами и молниями. В народном воображении Илья – суровый, грозный, карающий белобородый старец, но в то же время щедрый и наделяющий. Ветхозаветный пророк в народном сознании стал грозным и могучим распорядителем дождя, грома молнии. Он посылает на землю плодородие. Илья постоянно разъезжает по небу в своей огненной колеснице, гремит громом и мечет молнии, наказывая ими тёмные силы, а в людях зло и неправду.

Наши пращуры верили, что гром происходит от стука о небо огненной колесницы пророка Ильи, гоняющего змия или нечистого духа. Молнии – это стрелы, которыми святой поражает злые силы.

До принятия христианства на Руси отмечали день Перуна, который позже стал называться Ильин день. Праздник вобрал в себя многие дохристианские традиции. Благодаря сходству функций образ пророка Ильи стал хорошей заменой громовержцу Перуну.

В народе Илью величали «сердитым», «огненным», «громовым», «тученосным». Его считали «хозяином дождя». По народной легенде, пророк по небу развозит воду для святых и немного расплескивает, от того и дождь идет.

На Илью боялись «воробьиных ночей», когда гремит гром, сверкают молнии, ревёт скотина, мечутся испуганные птицы, натыкаясь в темноте на разные предметы. Людей в такие ночи мучила бессонница. Чтобы от своего дома отвести беду накануне Ильина дня всё жилище окуривали ладаном, закрывали полотенцем зеркало и самовар, кошек и собак в дом не пускали, детей уводили на печной приступок, их головы покрывали платками, и молились.

По народным поверьям, Илья сжег немало изб и побил много скотины в поле. Огненными стрелами-молниями святой очищает землю от нечистой силы, которая, спасаясь, прячется в домах, в кронах и дуплах деревьев, под шляпками ядовитых грибов, на межах. Нечисть могла обернуться в домашних или диких животных, змей, рыб, спрятаться в церкви или даже войти в человека, если на нём не было креста. Преследуя нечистого дух, Илья мог даже убить невинного человека. Поэтому верили, что люди, убитые молнией, попадают в царство небесное.

Пожары в Ильин день, град или сильную грозу воспринимали как наказание свыше. Если в Ильин день молния зажжет избу, то тушить её нужно не водой, а сывороткой или молоком. От сильного дождя с молнией и градом крестьяне за окно выставляли хлеб и соль, а когда дождь заканчивался, носили их к реке и опускали в воду.

Дожди, посланные Ильей, не только приводили к пагубным последствиям, но и обладали положительными качествами, имели целебную силу. Ими умывались, чтобы избавится от порчи и сглаза.


Ильин день: традиции и обычаи празднования
В праздник пророка Ильи в церковь приносили жертву – ногу барана, мёд, зелёный горох и колосья свежей ржи. Часть принесенного оставляли в храме, а часть – несли домой.

С Ильиным днем связывали приход осени, обращали внимание на поведение животных, изменения в погоде, явные осенние признаки в природе:

С Ильи начинаются утренники (утренние заморозки).

Илья лето кончает.

На Илью до обеда лето, а после обеда осень.

Петр и Павел (12 июля) день на час убавил, а Илья-пророк – два уволок.

Придёт Петрок – отщипнет листок, придёт Илья – отщипнет и два.

На Ильин день и камень прозябнет.

До Ильи грачи поодиночке, а после Ильи в большие стаи собираются.

После Ильи перестают кусаться комары.

До Ильина дня муха кусается, а после – запасается.

По поверью, с Ильина дня волчьи норы открываются, поэтому осуществляли первый выезд на волков. Охотники верили, что если 2 августа затравить волка, то весь год будет удачным. Илья-пророк считался покровителем охоты и отчасти лесных зверей. Порой всю ильинскую неделю называли «звериной», потому что именно в это время медведь не давал покоя скоту.

По приметам на Ильин день судили о следующих днях, периодах и праздниках:

Какая погода на Илью, такая будет и на Воздвиженье (27 сентября).
Если на Илью идет дождь, то в следующем году будет обильный урожай ржи.
С утра облачно – сев озимых должен быть ранний и можно ждать большого урожая; если облачно в полдень – средний сев, а если вечером – сев поздний и плохой урожай.
Глухой гром – к тихому дождю, гулкий – к ливню.
Гром беспрерывен – к граду.
Если на Ильин день дождь, будет мало пожаров, если солнечно – много.
До Ильина дня заканчивали сенокос. Потому что именно в это время можно было собрать самую сочную и пригодную для заготовки сена траву.

Илья пророк – косьбе срок.

До Ильина дня в сене пуд мёду, после – пуд навозу.

После Ильи сено на вилах сушить.

К Ильину дню поспевает рожь. С этой даты обычно начинается жатва. Крестьяне собирали горох, капусту накрывали горшком, чтобы она была белая. После 2 августа не советуют есть землянику, иначе постоянно будет клонить в сон, а солому, собранную в этот день называют «ильинскою периною». Для здоровья и благополучия обязательно старались выспаться на ней в ночь на Илью или после Ильи. Ещё этой соломой покрывали крыши изб, её запаривали и лечили ломоту и болезни ног.

Ильин день: обряды и ритуалы

Несмотря на всю суровость, народу Илья представлялся:

«птицей небесной», которая облетает мир и появляется там, где требуется божественная помощь;
ангелом в образе человека, не имеющим ни предков, ни потомства;
чудесным целителем, советником в брачных спорах, примирителем родителей и детей.
Народ надеялся на его покровительство и защиту, принося жертвы, воздавая должные почести, молясь и соблюдая определенные запреты. По народным представлениям, только в этом случае Илья будет милостив и не покинет в беде.

Имя пророка Ильи проникло в заговоры и «целительные» поверья. Чудодейственной силой при лечении разных болезней обладали свечи, вытопленные из убитой 2 августа змеи. От зубной боли помогала кора, снятая со старого дуба (дерева громовержцев). Кору вымачивали в целебных источниках и крепили к ладанке.

Илья помогал от укуса змеи, защищал в бою, его имя упоминали в заговорах и молитвах от опасности в сражениях. К святому обращались за исцелением от различных недугов: порчи, икоты, осуда, сглазу, падучей, сибирской язвы.

Обряд «Мольбы» («Быкобои»)
На Руси наиболее значимым обрядом Ильина дня стали коллективные трапезы с закланием быка или барана, известные под названием «братчины», «мольбы», «быкобои». Этот обряд жертвоприношения обеспечивал урожай, благополучие в семье, плодовитость скота.
Братчины устраивали мужчины. В Ильин день жители одного села или нескольких окрестных к церкви сгоняли рогатый скот. Священник всё стадо окроплял святой водой. После торжественной обедни выбранное и купленное на общие деньги животное закалывали. Чтобы Илья дал ясную погоду для уборки хлеба и сенокоса, в жертву приносился не холощенный бык красной масти. Жертвенное животное закалывал старейший или самый почтенный человек в селении. Делали это под колокольный звон специальным длинным ножом. Мясо варили в общем котле, разделяли по количеству присутствующих и отдавали им за деньги, которые шли в пользу церкви. Кровью жертвенного животного мазали глаза и лоб, а детям – щеки, чтобы человеку передались здоровье и сила животного.

Для «мольбы» варили пиво, для приготовления которого использовали солод из ржаных зерен, собранных у жителей деревни. Угощали не только жителей селения и их гостей, но ещё странников и нищих. В день праздника из церкви приносили икону Ильи-пророка, служили молебны. Ильинские «братчины» заканчивались гуляньями молодежи, хороводами, играми и песнями.

На гуляньях водили хороводы, пели и танцевали. У псковских мужчин существовал особый вид пляски — ломание. Иначе этот танец назывался «ломать веселого»: под наигрыш на гармони мужчины входили в подобие транса, а затем переходили к обрядовым боям.

Обряд «Дожинки» («Завивание бороды»)

Обычно к этой дате поспевает рожь: «Рожь поспевает к Ильину дню, а убирается на Успение (28 августа)». В южных областях ко 2 августа жатва уже заканчивалась: «Илья пророк в поле снопы считает». С именем Ильи связан дожиночный обряд «завивание бороды». Во время его исполнения говорили: «Вот тебе, Илья, борода – на лето уроди нам ржи и овса».
Первые скошенные на Ильин день колосья по обычаю несли в дом и ставили за иконами в красный угол — «божницу». Позже их освящали на Спасов день (19 августа) и обмолачивали: эти зерна по традиции обязательно сеяли на следующий год.

А еще считалось, что первые колоски обладают целительной силой. На севере Псковской области жнецы из девяти ржаных колосьев сплетали себе пояс. А когда был сжат первый сноп, поверх пояса клали на поясницу серп. Это должно было помочь от болей в спине: «Как нива ни баитца жина, так спина не бойся реза».

Чтобы задобрить Илью-пророка и отблагодарить его за посланный урожай, на поле оставляли клочок нескошенной ржи. «Завивание бороды»: колосья связывали в пучок и наклоняли к земле, а под них клали кусочек хлеба, приговаривая:

«Вот тебе, Илья, борода — на лето уроди нам ржи и овса», «Вот тебе, Илья, соломенная борода, а на будущий год уроди нам хлеба города».
На столах в этот день появлялся хлеб нового урожая, получивший название «новая новина».
Ильин день: что нельзя делать
Ильин день с собой приносил запрет на купание:

До Ильи мужику купается, а с Ильи с рекой прощается.

С Ильина дня вода студена, купаться нельзя.

Существует несколько версий на этот счет:

За неделю до праздника и после него купаться нельзя, потому что русалки или водяной могут в воду утянуть.
2 августа Илья-пророк выезжает на небесную дорогу на своей огненной колеснице, и один из его коней теряет подкову, которая падает в воду и делает её ледяной.
После Ильина дня вода осквернена чёртом, выкупавшимся в ней.
Существуют и другие запреты для этого дня:

Нельзя косить сено, т.к. вся скошенная в этот день трава непременно сгниет, а сметенное сено по полю ветром разнесет.
Запрещено перегонять пчел, подрезать первые соты, подчищать улья. К этой дате завершалось роение пчел. Прилетевший в более позднее время чужой рой считался ненадежным и прогонялся.
Не разрешалось на пастбище выгонять скот. Верили, что если это сделать, то рассерженный Илья погубит и животных и пастуха. По другой легенде, змеи и звери, выходящие в этот день из своих нор и бродящие по лесам и лугам, являются прибежищем нечистой силы, которая может навредить людям и домашнему скоту, если они будут находиться вне дома. Говорили: «На Илью скотину не выгоняют в поле, боясь грозы и гадов, которым в этот день дана воля».
2 августа нельзя работать в поле и дома, сквернословить, ругаться, осуждать кого-то, плохие мысли лучше гнать от себя прочь, в противном случае можно разгневать святого пророка.
Источники

Дорогие мои друзья, нажимаем на кнопочки, поделитесь с друзьями в социальных сетях

Дорогие мои друзья, нажимаем на кнопочки, поделитесь с друзьями в социальных сетях







Моя страничка на Яндекс-Дзен

рассказать друзьям и получить подарок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CommentLuv badge

Мой канал на Ютубе
помощь проекту
Переводчик

Архивы записей
Читайте в Твиттере!